Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» (о повышении эффективности деятельности Счетной палаты).
В частности, законопроектом предлагается уточнить перечень объектов, в отношении которых Счетная палата может проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Принятие данной поправки позволит контрольному ведомству проводить проверки правильности и эффективности использования негосударственными пенсионными фондами и страховыми медицинскими организациями передаваемых им государственных средств (страховых взносов на обязательное социальное страхование).
Кроме этого, поправки уточняют экспертные полномочия Счетной палаты. Так, предлагается наделить контрольное ведомство правом проводить экспертизу и готовить заключения на законопроекты, принятие которых может привести к изменению доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Целый ряд поправок корректирует полномочия Счетной палаты в соответствии с недавно принятым федеральным законом о стратегическом планировании.
Ко второму чтению законопроект был дополнен поправками, усиливающими полномочия Счетной палаты в части контроля за исполнением представлений. Согласно вносимым изменениям, представление теперь может быть направлено не только по результатам контрольного мероприятия, но и непосредственно в ходе его проведения в случае выявления нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов аудита, наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Кроме того, срок рассмотрения представления может быть продлен решением Коллегии Счетной палаты не более одного раза, после чего в случаях невыполнения представлений и несоблюдения сроков их рассмотрения Счетная палата направляет руководителям объектов аудита (контроля) обязательные для исполнения предписания. При этом если раньше допускалось неоднократное неисполнение предписаний, после чего Счетная палата могла по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам объектов контроля. То теперь эта мера может применяться уже при однократном неисполнении предписания или его ненадлежащем исполнении.
В закон также вносится поправка, раскрывающая понятие «инспектор Счетной палаты». Это связано с тем, что в действующей редакции оно не уточнялось, объекты аудита зачастую трактовали его в узком смысле слова, что приводило к затруднениям при проведении контрольных мероприятий, когда в них участвовали заместители начальников инспекций, начальники инспекций, директора департаментов. Принятие данной поправки законодательно закрепляет понятие «инспектор Счетной палаты», под которым понимаются лица, замещающие в аппарате Счетной палаты должности инспектора, старшего инспектора, ведущего инспектора, главного инспектора, заместителя начальника инспекции, начальника инспекции, директора департамента в составе направления деятельности Счетной палаты, а также департамента, имеющего в своей структуре инспекции.
Кроме того, в соответствии с новой редакцией закона отменяется 20% надбавка к окладам инспекторов Счетной палаты.