В 2019 году 65,8 % контрактов на поставку товаров и услуг для региональных органов власти были заключены с поставщиками из этого же региона. Такие данные представлены в «Рейтинге регионального протекционизма» портала «Госрасходы».


Для его составления были проанализированы контракты по 44-ФЗ – в общем объеме выделены «внутренние» контракты, то есть заключенные между заказчиками и поставщиками из одного региона. Аналитический компонент представлен в двух разрезах: по количеству и по суммам контрактов. Рейтинг формируется ежегодно, начиная с 2014 года.

Сильнее всего региональный протекционизм развит в Чеченской республике, Татарстане и Дагестане. Эти субъекты попадают в лидеры по доле «внутренних» контрактов.


ТОП-5 рейтинга регионального протекционизма 2019 года (по количеству):

Чеченская республика – 89.4%
Республика Татарстан – 85.4%
Республика Дагестан – 77,6%
Омская область – 76,8%
Воронежская область – 76,5%

ТОП-5 рейтинга регионального протекционизма 2019 года (по сумме):

Чеченская республика – 90,5%
Карачаево-Черкесская республика – 86,1%
Республика Татарстан – 85,7%
Иркутская область – 81,6%
Республика Ингушетия – 80,8%

В целом по России только в восьми субъектах доля контрактов с местными поставщиками меньше 50%. Реже всего с региональными исполнителями работают в Ленинградской области и в Ненецком автономном округе (31,8 % и 7,1% от общего количества контрактов соответственно).

«Безусловно, для регионов имеющих развитую экономику и развитую сеть поставщиков в различных отраслях большая доля «внутренних» контрактов не является чем-то странным. Однако для тех субъектов, которые существуют преимущественно за счет федеральных субсидий, подобный протекционизм может свидетельствовать, скорее, об отсутствии конкуренции и «избыточности» механизмов протекционизма», – отметил руководитель проекта «Открытые данные» Счетной палаты Иван Бегтин.

Как ранее отмечал председатель Счетной платы Алексей Кудрин, такая ситуация с контрактной системой требует внимательного изучения. В этом году в плане СП предусмотрен не только традиционный мониторинг этой сферы, но и ряд мероприятий по конкретным направлениям закупок.

Ранее Счетная палата констатировала недостаток конкуренции в госзакупах. Согласно последнему отчету, в среднем в 2014-2018 годах на один лот по 44-ФЗ подавали всего около трех заявок.